Умеем ли мы достойно выходить из конфликтных ситуаций? Интеллигентно ли ведем себя, оказавшись в их эпицентре? И вообще, как укрощать себя, дабы не навредить здоровью, имиджу, карьере?
НА СЛУЖБЕ Если начальник жестко вас отчитывает, не торопитесь реагировать эмоционально. Выражение «ушел, хлопнув дверью» означает «уволился». Если писать заявление об уходе не входит в ваши планы, значит, вам нужно выйти из ситуации победителем. Как? Ни в коем случае не устраивайте сцен, не плачьте, не доказывайте свою правоту. Лучше выслушайте претензии шефа (при этом можете считать про себя до десяти и обратно) и, когда он закончит, молча выйдите из кабинета. А через час, успокоившись и приготовив несколько аргументированных фраз, зайдите снова. Если уверены в своей правоте, скажите: «Простите, пожалуйста, но мне бы хотелось в свое оправдание объяснить...». Если же допустили ошибку в работе, признайте ее. Но не вздумайте посвящать в конфликт коллег. Конфликт, возникший между двумя сотрудниками, тоже касается их двоих и не должен обсуждаться в коллективе. Не следует «вербовать» себе союзников. Конечно, готовых рецептов сглаживания напряженных ситуаций между коллегами нет. Просто каждый должен нести ответственность за климат в команде, делающей общее дело.
У ПРИЛАВКА Если вам продали несвежие продукты, неправильно дали сдачу или неточно взвесили товар, не скандальте. Крик - показатель слабости, спокойный уверенный тон - признак силы. Попросите продавца вызвать заведующего отделом или директора и объясните ему причину своего недовольства. Вам обязаны заменить покупку или вернуть деньги. Если ваша просьба осталась неудовлетворенной, уместна фраза: «Я не только сама больше не приду в ваш магазин, но и расскажу знакомым о вашей недобросовестности».
В ОЧЕРЕДИ Ученые утверждают, что человек может спокойно простоять в очереди... семь минут. Потом он начинает нервничать, раздражаться, словом, становится «конфликтоопасным». Так что если назревает конфликт, вспомните, что говорят специалисты, и ненадолго отойдите в сторону. Если же вам успели нагрубить, с улыбкой произнесите: «Вы что-то мне хотели сказать? По-моему, мы незнакомы», но не позволяйте втянуть себя в ссору.
В СТОЛОВОЙ, КАФЕ Ваше возмущение будет резонным, если вам подадут жесткий бифштекс, недостаточно охлажденное шампанское или, например, посуда, приборы и скатерть будут не безупречно чистыми. Но не стоит затевать ссору, лучше обратиться к официанту. Ваше недовольство не принято во внимание? Тогда попросите вызвать метрдотеля и выскажите свои претензии ему. Профессиональный метрдотель обязательно должен удовлетворить ваши требования.
В ПАРИКМАХЕРСКОЙ Конфликты в салоне легче предотвратить, чем разрешить. Чтобы неприятных ситуаций не возникало, лучше всего обслуживаться у опытного мастера, с которым можно оговорить все детали. Иначе предъявлять претензии по поводу неудачной стрижки будет потом слишком поздно.
* Если в ателье вам испортили заказной наряд, обратитесь к заведующей. Она обязана вернуть стоимость услуг и ткани.
* А как поступить, если работник салона встретил вас недружелюбно? Уйти без раздумий. Ведь цель посещения подобных заведений не только маникюр, маска, массаж, прическа, но и приятное времяпрепровождение.
* Продемонстрируйте готовность подумать над чужой точкой зрения. Возьмите бумагу, ручку и попросите: «Повторите, пожалуйста, я запишу».
* Снимите напряжение шуткой. Для этого имейте «про запас» две-три ироничные фразы. Сократ, например, в таких случаях говорил: «Пора обедать. Наш разговор требует перерыва». От конфликтов никто не застрахован. И уж если вам пришлось стать невольным его участником, сумейте пойти на компромисс. В любой ситуации руководствуйтесь народной мудростью: «Поступайте с людьми так, как хотите, чтобы они поступали с вами».
«Формула счастья: он и она».
Газета «Необычные советы» №24, октябрь 2004 г.
|