Смерть близкого человека
всегда наступает внезапно, даже если ее ждешь и готовишься к ней. Горе слишком
широко, чтобы его обойти, слишком высоко, чтобы его перепрыгнуть, и слишком
глубоко, чтобы под ним проползти; через горе можно только пройти, — говорит
народная мудрость. Но как это сделать? Что необходимо знать, чтобы справиться с
ним? Об этом рассказал психотерапевт Санкт-Петербургского хосписа, профессор
кафедры гериатрической психиатрии Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева
Андрей Гнездилов.
ТЕРАПИЯ ПЛАЧЕМ
— Андрей Владимирович, когда
человек теряет близкого, он не может нормально, полноценно жить дальше, пока не
переживет горе. Как его пережить? Что входит в это переживание, что значит —
пережить?
— Прежде всего надо знать,
что всякий стресс со временем проходит благодаря смене уклада жизни,
существовавшего до смерти близкого человека. Сама рана затягивается, не
спрашивая нас. Но для этого нужно время и помощь — потому что иногда этот
процесс затягивается, переходит в устойчивую депрессию и становится очень
болезненным для человека: пока не изживешь состояние боли, ты не можешь владеть
собой.
Например, первая стадия
переживаний — это шок. Помните, как окаменела в шоке жена Лота, — обернувшись
на гибнущий город. Но любая эмоция — чтобы быть пережитой — должна быть
выплеснута. В противном случае это грозит неврозом. Это как в паровозе: если
пару некуда выходить, он ломает механизм. Поэтому в это время не следует
сдерживать свои слезы — они очищают душу от переживаемого горя.
В старые времена в народе
были традиции плача. Однажды я стал свидетелем, когда мать привезла в сельскую
больницу умирающего десятилетнего сына. Он случайно глотнул уксусной эссенции.
Когда она поняла, что он умер, то закричала, а потом завыла. Через несколько
минут вой перешел в плач и причитания: «Сиротинушка моя, ягодка моя, на кого ж
ты меня покинул… » Этот плач организовывал пространство боли, вводил в рамки
неистовую шоковую реакцию, связанную со смертью сына. Она целый час причитала,
проговаривая жизнь ребенка и свое горе, а потом успокоилась и замолчала. Утром
мы увидели совершенно адекватную женщину. Да, она потеряла сына. Это ужасная
боль, но она уже была спокойна и способна делать какие-то дела. И мне кажется,
утрата народного действа, каким являются плачи-причитания, — это очень большая
утрата, потому что она смягчала саму боль.
Смягчить боль может и
природа. И если человек относится к природе как к части нашего мироздания и
части себя, а себя видит частью природы, то он видит в природе вечность, куда
уходит его близкий.
В русском фольклоре есть
песни-плачи, когда умерший отождествляется с природой. И это очень мощный
приток какого-то особого состояния, понимания, может быть, нерационального,
таинства смерти, принятия ее и смирения.
Очень сильную помощь может
оказать слово Божие. Однажды у нас в хосписе умирал отец семейства. Члены семьи
наблюдали агонию и не знали что делать. Мы предложили им почитать Евангелие.
Через три часа он умер. Они выходят и шепчут: «Он ушел». Но в их глазах не было
трагедии и отчаяния, а только ощущение, что они присутствовали при таинстве.
Смерть не напугала их, а, благодаря словам Вечной книги, была воспринята как
переход или рождение в мир иной.
«НЕ СПИТЕ, ПОБУДЬТЕ СО Мною»
— К кому пойти с диагнозом —
«горе»? К терапевту, другу, священнику? Врачам надо платить, а денег может не
быть, друг и священник могут не понять, не иметь опыта…
— Не важно, к кому вы
подойдете. Важно, чтобы вы погрузились в другое пространство. Каждый из нас
обладает своим личностным временем и пространством. Например, дети (почему
старики их так любят) живут в другом пространстве и времени — оно тянется
гораздо медленнее, чем у взрослого.
Занять время у ребенка — это не значит его обокрасть, а значит
идентифицироваться с ним, подсоединиться к нему. И в этом пространстве и
времени ты облегчаешь свою душевную тяжесть. Ребенок привлекает к восприятию
жизни еще и свое воображение — он не скучает. Дай ему игрушку или расскажи
сказку — он переживет целую ситуацию и целую жизнь. Он не зацикливается на всех
своих печалях в отличие от взрослых. Ребенок излучает такое количество энергии,
которое намного превосходит его собственные запросы в ней. Мы всегда думаем,
что родители согревают ребенка. Но чаще бывает наоборот — именно ребенок согревает
своим душевным теплом родителей и дает силы для жизни.
В ситуации горя важно, чтобы
другой человек сумел вас принять. Принятие — это сопереживание. Это очень
непросто. Помните у Тютчева: «И нам сочувствие дается, как нам дается
благодать».
Однажды меня попросили
посмотреть больного из одного онкологического госпиталя, который все время
плакал. Мы общались с ним часа два. Я просто сидел и слушал его. Потом его
лечащий врач долго расспрашивал, какую психотерапию я применил, потому что
больной успокоился и стал адекватен. Оказалось, что этот врач тоже слушал эти
жалобы, но думал в это время о каких-то своих делах, хотя и не спускал с него
глаз и ждал, когда тот выговорится до конца.
Когда вас слушают и
сопереживают — это особое слушание. Потому что берут и кладут себе на спину
ваше горе — этот психологический рюкзак. И наступает облегчение.
Помните в Евангелии, когда
Христос в Гефсиманском саду страдал и несколько раз просил своих учеников: «Не
спите, побудьте со Мною» (а они каждый раз засыпали)? Так вот Его слова — эта
ключевая фраза, которая дает решение к тому, чем и как помочь другому.
«КАЧЕЛИ СТРАДАНИЯ»
— Бывает, что человек
страдает, но при этом как бы не хочет быть утешенным, отвергает утешение,
объясняя себе это разными причинами: не идет к другим — «не поймут», не идет к
терапевту — «он деньги берет»…
Человек словно оказывается на
качелях: одна часть сознания отталкивает эти воспоминания, так как они тебя
разрушают, а другая притягивает, потому что в твоем сознании страдание
удерживает тебя возле любимого. И ты боишься сойти с этих качелей, упасть в
пропасть. Как научиться страдать правильно?
— Чтобы «качели»
остановились, требуется время, вы не можете их ни ускорить, ни затормозить.
Надо просто довериться Богу и течению жизни. Похожая ситуация есть в
паллиативной медицине — когда смерть уже предсказуема и ты не можешь спасти
больного. Здесь нельзя ускорять его уход и нельзя тормозить.
Это относится и к переживанию
горя. Ведь самое интересное заключается в том, что если ты переживаешь горе конструктивно,
страдая открытой душой, — оно становится богатейшим духовным опытом. Вот
пример. Однажды я увидел, как больная кривится от боли. «Что у вас болит?» —
спрашиваю. «Не обращайте внимания, доктор». «Ну почему, мы бы дали анальгетик».
«Доктор, — говорит она, — мне кажется, вместе с болью из меня выходит все
дурное». Боль и страдание, когда человек открывается страданию для очищения,
становятся искуплением, сама боль является предвестником какого-то нового,
более возвышенного состояния. Если бы вы видели, какие совершенно святые и
необыкновенно прекрасные глаза у только что родившей женщины, хотя до этого она
безумно страдала, вы бы меня поняли.
С другой стороны, причиной
затянувшихся колебаний «на качелях страдания» может быть и стремление к самонаказанию,
нераскаянное чувство вины перед ушедшим. В этом случае может быть необходима
помощь психотерапевта.
Многим людям в этой ситуации
помогает, когда они пишут письма своим усопшим, делясь своими обидами, просят
прощение и так далее. У одного психотерапевта был такой случай.
Молодой человек поссорился с
отцом, который вскоре умер. Живя в другом городе и не успев с ним помириться,
сын начал испытывать чувство вины, что не успел попросить у отца прощения. Он стал неосознанно искать смерти — быстро
ездить на машине, прыгать с парашютом… В психологии это называется пассивным
суицидом. Однако ему становилось все тяжелее на душе. И вдруг он получил письмо
от отца, которое было написано перед смертью, но отчего-то задержалось. Отец
писал что-то обычное, но было понятно, что он не сердится на сына. Врач
порекомендовала сыну написать ответ отцу. Тот так и сделал (письмо заняло
несколько страниц) и снял свой затянувшийся стресс.
А кто-то пишет книги. И как
бы литературно, уже в памяти воплощаются в жизнь ушедшие люди. Здесь вопрос в
конструктивном и деструктивном горевании. Оно деструктивно, когда человек
доводит себя на этих «качелях» до психоза и депрессии. А конструктивно — когда
находит правильное применение своему горю. Потому что горе неоднозначно, вы не
просто так печалитесь, вы еще обвиняете себя, что недостаточно оказали внимания
этому человеку, и испытываете чувство вины. В это время нужно найти работу для
своей души. Душа не должна костенеть в этом горе, она должна творчески
развиваться дальше и искать поле деятельности, новую сферу применения своей
любви. Это, например, могут быть дела милосердия, это может быть молитва о
другом, болеющем так же тяжело, как ваш близкий человек.
Вот вам пример. Один молодой
человек, лидер по характеру, жил со своей матерью, тоже человеком сильным и
властным. Они постоянно ругались. Казалось, нет людей, более не понимающих друг
друга. Сын даже не женился, рассуждая: как я приведу в дом жену, которая не
найдет общего языка с матерью. Ждал, что мать умрет, тогда он и устроит свою
жизнь. Шло время, она все жила, цепляясь за жизнь и считая, что, пока жизнь ее
сына не устроена, она не уйдет.
Когда она умерла, он
почувствовал ужас, что у него никого ближе матери-то и не было. Что, несмотря
на все споры, ругань, грубости и борьбу за лидерство, они очень любили друг
друга. Этот ужас поверг его в такое отчаяние, что он был готов наложить на себя
руки. Потом вдруг кто-то предложил ему поработать в доме престарелых. Он стал
ухаживать за старушками, старичками, пытаясь через них отдать тот долг, который
он считал своим долгом перед матерью. И вышел из своего тупика.
— Как человек может понять,
что в своих переживаниях он деструктивен, что подступил к той черте, за которой
начинается болезнь?
— Точно определить это могут
только психиатры. Обычно триада депрессии выражается в заторможенности мысли,
заторможенности чувств (тоска) и заторможенности волевой сферы, психомоторики —
когда человек скован, анемичен. Плохой признак, когда депрессия сопровождается
чувствами личной малоценности и виновности.
Здесь нужен совет психиатра.
ЖИЗНЬ - ЭТО РИТМ
— Раньше у человека был
ритуал: траур на определенный срок, когда люди не показывались в публичных
местах, определенным образом одевались. Для переживания горя были некие формы,
которые были одобрены обществом и внутри которых человек чувствовал себя
защищенным, сориентированным. Теперь все размыто, не знаешь, как вести себя на
работе: грустить — вроде нарушать общую атмосферу, не грустить — опять могут не
понять. И люди задвигают свои чувства, потому что не знают, как их правильно
выражать. Как не зависеть от мнения окружающих? Как быть в правде со своими
чувствами?
— Мне кажется, что, если бы
окружающие люди понимали значимость переживаний, депрессии, они давали бы
горюющим возможность быть самими собой. Ведь мы же все время носим какие-то
маски и пытаемся соответствовать им. А то, что хорошо для толпы, плохо для
личности. Если вы хотите рыдать, то рыдайте. Мне кто-то рассказывал, что просто
не мог сдержать слез — умирала жена, и когда коллеги спрашивали, глядя на его
красные глаза, он говорил: это аллергия, не обращайте внимания.
Вместе с тем часто, когда мы
горюем, то забываем, что жизнь — это ритм. Как вдох-выдох, прилив-отлив. И это
неправильно, если мы рассуждаем: «Как я поеду на природу или пойду в гости,
когда умирает близкий?!» Есть время ухаживать за умирающим, есть время отдыхать
от этого ухода, причем так, как нравится этому человеку.
В отношении того, как вести
себя окружающим, думаю, ценно просто дружеское молчание, со-чувствие,
со-переживание, понимание того, что происходит с этим человеком.
ВЕРНОСТЬ ПРОШЛОМУ ИЛИ ОТКАЗ
ОТ ЖИЗНИ?
— Есть выражение — нельзя
жить прошлым, надо жить дальше. Некоторых это смущает, они считают, что выйти
замуж (жениться) — это измена прошлому. И даже когда создают новые семьи, часто
сравнивают нового супруга с прежним, и семьи распадаются. Что значит — жить
дальше?
— У одного человека умерла
жена, и он остался с ребенком пяти лет. Когда через некоторое время ребенок
спросил: «Где моя мама?» — отец ответил: «Она умерла». Ребенок задумался, а
потом сказал: «Тогда нужно новую маму». Жестоко? Но жизнь не может стоять на
месте. Умирает отец — ребенок выбирает себе дядю или друга. Умирает мать —
выбирает тетю, находит черты матери среди окружающих.
Есть преданность памяти, когда
мы остаемся верны ушедшему человеку. Но не все это могут. Новая встреча часто
неизбежна. Бывает и по-другому, что человек, хранящий верность умершему
супругу, и при его жизни был достаточно одинок. Просто его потребность в людях
невелика, и верность тут ни при чем. И когда такой человек теряет супруга, он
всячески украшает его в своих фантазиях. Но это больше именно фантазии, чем
реальность.
— По статистике, самый
сильный страх, который испытывают сегодня люди, — страх потери близких. Как
приготовиться к естественной смерти близкого?
— Во-первых, создать духовные
отношения. Одно дело, когда отношения с близкими проявляются в виде чувств, а
другое дело — когда состояние взаимопонимания и любви дает то ощущение
вечности, миг настоящего прошлого и будущего. Ты входишь в состояние любви, где
существует только настоящее. Прошлого уже нет, будущее еще не наступило.
Единственный общий рецепт — это обращение к Богу. Если ты доверяешь своего
любимого человека Богу, то ты молишься вместе с ним, молишься за него как за
себя, и тогда этот страх уходит. Вспомните случай, когда преподобный Серафим
Саровский предложил своей духовной дочери Елене попросить у Господа смерти и
умереть вместо своего брата — Мотовилова. Так и случилось.
— Теряя своего близкого,
многие уходят в обряд, постоянно ходят на кладбище, чтобы быть «ближе» к
усопшему. Разве такая зацикленность не опасна?
— Мне рассказывали, что одна
женщина каждую субботу ходит на кладбище к мужу. Она говорит, что он знает все,
что творится на земле, и она как бы получает его советы. В остальные дни она
была совершенно адекватна. Это длится уже пятый год. Она объясняет, что так ей
хорошо, и она ничего больше не хочет. Друзья не смогли ее переубедить.
Есть такое понятие — обаяние
скорби. Когда ты входишь в ритуал, тебе самого себя жалко, жалко весь мир,
жалко ушедшего человека, которому ты остаешься верен и т.д. При этом ты как бы
обижен миром, судьбой, и на самом деле ты просто уходишь, отказываешься от
жизни.
В юности я считал, что уж
если любишь, то нужно сохранять верность супругу до своей смерти. Но потом
понял, что это неправильно. Тут смысл даже не в том, чтобы обязательно искать
себе замену в виде новой возлюбленной. Важно, чтобы твоя личность, твоя жизнь
развивались. Ведь жизнь — это творчество.
Любовь по-разному
проявляется. Главное — найти для нее творческое самовыражение. Это может
проявиться и в уходе за могилой. Даже когда крошками кормят голубей на могиле,
творят какое-то милосердие для малых сих. Или когда сажают цветы — украшают ту
частицу земли, которая связана у нас с пространством любимого человека.
Украсить пространство любимого человека — разве не в этом была цель жизни,
когда мы жили вместе с ним?
Источник: http://www.memoriam.ru |