У Такуана было много последователей от Иэмицу, третьего сегуна сёгуната
Токугава, до простых крестьян. Среди них был старик, имени которого
никто не помнил. Он был немного чудаковат. Однажды этот старик послал к
Такуану своего слугу, чтобы после окончания церемонии пригласить мастера
на трапезу. — Как бы скромна ни была моя пища, я хочу, чтобы Осё в моём доме отведал варёный рис с ячменём, — сказал старик слуге. Осё,
любивший это блюдо, с готовностью принял приглашение и отправился в
гости к старику. Там ему предложили большую тарелку, полную каши из риса
и ячменя. Никаких приправ к каше у старика не было. На столе не было
даже квашеной редиски такуан-дзукэ, приготовленной по рецепту Осё. Обычно
неприхотливый, Такуан в этот раз подумал: «Неужто старик не подаст к
рису никакого соления?», — но задавать вопросы было некогда, поскольку
рот был занят вкусной кашей. Старик спокойно сидел перед гостем, ожидая
конца трапезы. Когда живот Осе наполнился, он поднялся, чтобы уйти, но старик остановил его и спросил: — Осё-сан, я угостил вас варёным рисом, а вы уходите, даже не поблагодарив меня. Разве монахи так поступают? —
Вы пригласили меня отведать варёного риса с ячменём. Вы не приглашали
меня говорить вам спасибо, — без промедления ответил Осё и быстро вышел
из дома. Этот ответ задел старика, и он решил когда-нибудь отыграться на Осё.
Однажды старик задумался, как ему поймать Осё на слове. В этот самый миг к нему в дом вбежал Осе и воскликнул: — На улице льёт, как из ведра! Одолжите мне, пожалуйста, зонтик и гэта (деревянные туфли). Старик
обрадовался возможности отыграться на Осё и очень вежливо предложил ему
то, что тот попросил. Старик был уверен, что на этот раз Осё
поблагодарит его, но этого снова не случилось. Осё быстро вышел из
дома и вскоре прислал молодого монаха, чтобы вернуть взятые вещи. Монах
был похож на своего мастера — он не поблагодарил старика, а только
оставил вещи и ушёл восвояси.
Через несколько дней Осё и старик встретились за чаем. Старик решил, что пришло время поговорить обо всём, и начал издалека: — Вам не повезло в тот день, когда дождь застал вас на улице, правда? — Да, не повезло. Надеюсь, молодой монах вернул вам зонтик и гэта! —
Конечно, вернул. Это было очень мило с вашей стороны, — сказал старик,
заметив, что невольно сам благодарит Осе. Как он мог допустить такую
оплошность? Осё сидел напротив старика и улыбался. Старик не мог больше сдерживаться и выпалил: — Осё-сан, вы плохо воспитаны. Вы могли бы, по крайней мере, сказать мне спасибо! —
Если я скажу вам спасибо, тем самым я выплачу вам свой долг, — сказал
Такуан спокойным голосом. — Я всегда про себя благодарю вас и никогда не
забываю вашу доброту. Если же человек ожидает благодарности за свою
доброту, это не настоящая доброта. Вы не должны рассчитывать на то, что
станете свидетелем радости других и услышите их похвалу. Добрые дела
сами по себе должны доставлять вам удовольствие, и при этом, давая
что-то другим или помогая им, вы не должны ожидать награды. Такова
настоящая доброта. Вы обманываете себя, если делаете что-то доброе из
тщеславия или самодовольства. При этом вы позволяете заблуждению войти в
вас. Люди склонны к корыстолюбию. Делая одолжение другим, они стремятся
получить что-то взамен. Ничего не понимает в людях тот, кто не видит
различия между добротой и заинтересованностью. Если вы делаете добро,
руководствуясь только своими личными интересами, вы совершаете ошибку.
Если же вы каждым своим действием стараетесь помогать другим, вас
никогда не постигнет разочарование.
|